Восхождение на пик Корженевской (м-т Маркелова 5Б к. тр.)

Памир              (Автор: Алексей Лончинский)

Еще до того, как я начал заниматься альпинизмом, я прочёл множество книг о восхождениях на высшие точки Памира. Дабы расширить географию своих восхождений и побывать в том месте, о котором я так много читал, не говоря о получении нового высотного опыта, я, узнав об экспедиции моих товарищей, с радостью присоединился к ним...

Прилетели в Душанбе из солнечного Петербурга, измученные сорокаградусной жарой. Переночевали в гостинице «Душанбе». Далее следовал обычный ритуал закупки продуктов на местном базаре. Накупили столько, что возник вопрос о том, как же все это съесть и не открыть ли небольшой шалман на поляне Москвина, добраться до которой оказалось не так просто.

Мы собирались провести один день в Душанбе, самолетом добраться до Джиргиталя, а оттуда заброситься вертолетом до п. Москвина. Но из-за передела власти аборигенов все пошло не так, как планировалось. Представители фирмы кормили нас «завтраками». Предвидя задержку вертолета, мы на третий день решили перебраться в Джиргиталь на машине, дабы начать хоть какую-то акклиматизацию – дошли до 3000 м , что впоследствии облегчило начало пребывания в базлаге. Вертолёт до поляны пришлось ждать пять дней.

И вот, после длительного ожидания, мы, наконец, на поляне Москвина. Поразительный вид и возможности для совершения разнообразных акклиматизационных выходов, с которых открываются интересные ракурсы на главные объекты восхождений. Из-за задержки вертолета на 5 дней пришлось сократить время между выходами наверх и уменьшить количество ночевок наверху перед основными восхождениями.

На следующий день после прибытия мы выходим с ночёвкой на первый акклиматизационный выход на верхнюю вертолетную площадку (4600 м) под началом склона п. Воробьева, затем - на п. Воробьёва и ещё ночёвка на 5200м.

Пик Четырех на рассвете

После дня отдыха снова идем наверх и ночуем на леднике, с которого открываетя живописный вид(5000 м). На утро поднимаемся под жандарм на склоне п. Четырёх(6000 м), любуемся потрясающими видами и греемся на солнце. На следующее утро погода портится - ветер и облачно, мы идём на базу и успеваем к завтраку.

Наша силовая палатка Pamir от Krukonogi.com (после незначительных доработок должна стать идеальной)

Восстанавливаем силы - и можно идти на маршрут Маркелова.
Стартовали сразу после завтрака, в 9.00. Через полтора часа свернули в наш кулуар, который выходит на гребень. Поскольку нижняя часть маршрута (весь кулуар до выхода на гребень под жандарм) пробивалась камнями и лавинами, мы приняли решение лезть не по маршруту Маркелова, а по его варианту (в итоге, техническая часть маршрута получилась длиннее и мы шли на один день дольше).

Начали подниматься и в 14 часов были на снегу под нависающим бастионом между двумя кулуарами (по левому текла река, по правому, более широкому, - ручей – то есть, и с той, и с другой стороны была опасность получить камнем). Мы решили переночевать в безопасном месте под нависанием и рано утром, когда вероятность камнепада была меньше, двигаться дальше. Примерно в 16 часов мы допили чай на вырубленной нами площадке. В это время по левому кулуару пошла огромная мокрая лавина с булыжниками. К счастью, наша силовая палатка была пристрахована к стене и плотно к ней прилегала, поэтому нас только слегка задело и взволновало данное происшествие – на всякий случай, мы на некоторое время свернули палатку, подрубили лед еще ближе к скале и легли спать до 2 часов ночи.

После схода лавины аппетит не пропал)

В четыре утра спокойно двинулись вверх по правому кулуару, хотя ручей совсем не замерз и снег остался мокрым, потому что ночь была аномально теплой для такой высоты. На гребень вышли около восьми утра, начали движение, местами одновременное, и траверсировали микстовые склоны либо лезли вверх. На 5700 вылезли около 18 часов, вырубили хорошую площадку. Ночь была такой же теплой, как и предыдущая – и справа, и слева по гребню всю ночь шли камнепады. На следующий день, выйдя в семь утра и преодолев несколько сложных веревок, мы вылезли на часть склона, с которого видна классика. Снег был раскисший, поднялся ветер, и мы в ста метрах от классики встали на отдых. На следующий день без проблем переехали на 6400 в «классический лагерь».

Наша команда перед стартом на вершину - Олег Обризан, Виктор Коваль, Алексей Лончинский

В семь утра следующего дня выдвинулись на вершину. С 10.30 до 11 мы смогли собраться на вершине, так как шли каждый в своем темпе. Там была сделана потрясающая по задумке фотография, но это было замечено позже :-)
Решение сходить не по классике, а именно по маршруту Маркелова, на мой взгляд, дало нам возможность ощутить гору совсем по-другому, так как этот маршрут насыщен большим объемом свободного лазания разной сложности и красивыми видами... И нет такого столпотворения, как на классике.

Альпинист вдвойне смешней, если это высота

Спуск был по классике и прошел спокойно. В тот же день мы были в базлагере.
Отдохнув три дня на базе, сделали попытку прохождения нового маршрута на п. Коммунизма. Нитку маршрута Виктор наметил еще в Питере. На старых фотографиях 60-70х годов выше бастиона, по которому проходил наш предполагаемый маршрут, был виден ледовый барьер, который мог представлять техническую сложность и потенциальную опасность. Видимо, поэтому, этот маршрут до настоящего времени не пройден. Но сейчас ледового барьера уже нет и можно делать попытки восхождения. Мы сделали попытку, но состояние породы и крутизна бастиона заставили повернуть (по расчётам бастион должен быть хотя бы более пологий). На сражение с трухлявыми отвесами не было ни времени, ни желания, ни снаряги...
Может быть, в следующий раз...

Ледовая часть, выводящая к первым скалам