Первопроход сборной команды Санкт-Петербурга на вершину Kjerag, м-т "Russian direttissima"  (Норвегия) предположительно 6Б к. тр.

Первопроход на массиве Kjerag
                   (Автор: Алексей Лончинский)

Я занимаюсь альпинизмом относительно недолгое время, и, хотя уже не единожды успел побывать на Кавказе, в Крыму, на Тянь-Шане и в Хибинах, меня всегда манили вершины за пределами бывшего СССР. После летних сборов нашей командой было принято решение поехать в рамках зимнего чемпионата России в Норвегию, на стену Троллей. Позже, когда мы узнали, что чемпионат заявлен в классе первопрохождений, а район Троллей уже хорошо известен нашим альпинистам, мы пошли за консультацией к питерскому знатоку Скандинавии, Варваркину Андрею. Который сходу и предложил нам на выбор 3 новых массива. Выбор пал на массив Kjerag.

Собрать информацию помогла Марина Исхакова (Либо), ныне проживающая в Осло.
Наш массив оказался весьма популярным среди местного населения: 13 маршрутов, в основном с уровнем лазания 6-7 категории (по норвежской квалификации) и ИТО А3+. Если верить описаниям аборигенов, по левому канту центральной части стены идет маршрут Hoka Hey 7+, впервые пройденный в 1996 году, а свободным стилем – в 1999 году. Справа располагается Skjoldet А3 (7 к. сл.), пройденный в 1995 году. Опираясь на эти данные, мы решили идти в центральной части стены по диретиссиме.

Заручившись поддержкой Федерации альпинизма и спорткомитета и собрав по друзьям недостающее снаряжение, 20-го февраля в ночь мы начали наше увлекательное путешествие. С трудом разместив в 2 машинах 5 человек ( то есть наша команда: Валерий Шамало, Иван Дождев, Галина Чибиток, Вячеслав Иванов, Алексей Лончинский ) и 10 баулов, мы выехали в направлении финской границы. В режиме полный non-stop мы добрались до Турку, где сели на паром, который повез нас дальше, в Стокгольм.

Плыли мы без малого целый день, а потом ещё всю ночь добирались до Осло – в гости к Марине и Федору. Затем короткий отдых, норвежский завтрак заботливой хозяйки и опять дорога.

На второй паром мы садились уже поздно вечером в Лауввике, откуда наше путешествие выходило на финишную прямую до Лисаботона.

И наконец, мы почти на месте. Этот городок издавна стал туристической Меккой для бэйсеров и альпинистов. Летом это место довольно оживлённо, но зимой туристическая активность замирает, и город превращается в тихий маленький городишко.

Расположившись прямо на лисаботонской пристани, мы стали перетряхивать баулы. Цель нашего путешествия располагалась на соседнем мысу, и нас от нее теперь отделяла только узкая полоса воды. Время поджимало, и потому решено было сразу забрасываться под стену. Для этой цели предусмотрительный Валера захватил из дома пирогу.

Перебравшись на остров, мы поставили базовую палатку и стали исследовать территорию. Неподалеку мы обнаружили местную стоянку.

Первый день на острове был ясным и безветренным. Правда, таких дней погода нам выделила всего два (вторым был день спуска). Все остальное время она поражала нас своим разнообразием: дожди внизу, ветер и туман чуть выше, снег во всех своих вариациях и постоянная, очень высокая ВЛАЖНОСТЬ. Ох уж эта влажность… После прохождения нижней части полностью просохнуть нам удалось только на 12-й день. Из-за данной неприятной особенности местного климата при относительно слабых морозах мы постоянно подмерзали.

Первыми работали трое. Менялись раз в день, а в очень плохую погоду – по два раза в течение дня.
В нижней части видели несколько спусковых шлямбуров, а когда подошли к ключу, нашли большое ведро с консервами, висевшее как раз на одном из них. Консервы были датированы 1999 годом. Ведро мы забрали с собой – решили дотащить его до цивилизации.

В нижней части нависания мы обнаружили пару «копперхедов», а крайний, 15-ю метрами выше, был с дюльферной петлей. После него заканчивался даже глухой рельеф… Вероятно, тут уже имела место неудачная попытка восхождения на данный маршрут. Однако то ли из-за погоды, то ли из-за травмы, а может, и в силу техниче-ской неподготовленности (в данном случае о причинах мы можем только гадать), наши предшественники предпочли спуститься. Мы же, рискуя просрочить визу, доработали до вершины.

Маршрут в зимних условиях был пройден на 95% ИТО, летом на мой взгляд сильный забойщик может пролезть около 20-25% свободным лазанием.
Фото стенной части маршрута выложены на сайте http://krukonogi.com/

Наша команда благодарит за оказанную поддержку:

• Варваркина Андрея и фирму krukonogi.com;
Дмитрия Мелихова и фирму ООО НПК "ГеоПолимер";
• Интернет-магазин «Sport-stuff.ru».

Как всегда неоценимую помощь оказал: Капитанов Олег Викторович

Так же спасибо нашим друзьям: Краснову Дмитрию, Голубеву Андрею, Дмитренко Елене, Денису Киселёву, Дмитрию Яковлеву, Наталье Ковтуновой, Дождеву Максиму, Денису Севостьянову, Марине и Фёдору Исхаковым, Ворову Алексею.

Небольшой фотоотчет:

Гидротурбина

Местный были к нам доброжелательны :)